Возможно, основная причина того, что такой объект авторского права как «танец, танцевальный номер, хореографическое произведение» долго не охранялся на законодательном уровне, кроется в таком понятии как абстрактность. Ведь утверждать, что конкретный стиль танца или же конкретное движение в танце может подпадать под защиту
авторского права будет неправильно. Так как, это всего лишь отдельный элемент (составная часть). По отдельности такие элементы не имеют уникальности и чаще всего являются усовершенствованием уже существующих движений. Правда, в разной их комбинации.
Стоит разделить такие понятия как «танец» и «танцевальный номер». Ведь по своей сути танец – это набор (комбинация) различных танцевальных движений и элементов. А вот танцевальный номер состоит не только с вышеуказанных элементов, а еще и имеет некое музыкальное сопровождение. В этом случае, в создании танцевального номера задействовано больше субъектов. А именно: танцоры, танцевальный постановщик, автор песни и музыки, под которую выполняется воплощение в жизнь танцевальных элементов. Здесь уже присутствуют не только авторские права, а еще и смежные права исполнителей.
Первый закон о защите прав автора на танец
Интересно то, что первый закон, положения которого защищали права автора на свое творение, а именно «хореографическое произведение», был принят в США в 1976 г. Это был «Закон об авторском праве США». Что касается нашего национального законодательства, то в Законе Украины «Об авторском и смежных правах» к перечню объектов авторского права относятся драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки. То есть, исходя из этого определения, произведения, которые созданы не для сценического показа, не защищаются.
Отметим, что сама по себе идея не защищается в авторском праве. Защищается лишь её материальное воплощение. Существует несколько способов выражения хореографического произведения, ими может быть видеозапись, а также фиксация по очереди каждого танцевального движения - «стоп-кадр». Как вариант, можно еще защитить так называемый хореографический текст. ЧТО же это такое? К этому понятию можно отнести последовательность движений, исполненных на бумаге, то есть подробное описание движений в танце в текстовом и изобразительном виде.
Итог: как видите, можно утверждать, что само по себе хореографическое произведение защищается в готовом и совокупном его виде. Отдельно само по себе танцевальное движение не имеет правовой защиты.
Хотите защитить свои права на танец (хореографическое произведение)? Мы Вам в этом с радостью поможем!
© Гетьман Юлия, 2018