Facebook, Twitter, Instagram, ВКонтакте - это лишь список самых известных торговых марок социальных сетей. Ежедневно, количество пользователей этими ресурсами растёт вверх. Прежде, чем вступить в ряды пользователей любой социальной сети, необходимо пройти регистрационные этапы. Все ли из Вас читают пользовательское соглашение и политику конфиденциальности до конца? А часто задумываются про то, как проходит регистрация авторских прав на цифровой контент. Не думаю…)
О лицензиях и авторском праве.
Как Вы уже догадались, речь пойдёт о видах лицензий в сфере интеллектуальной собственности. Особенно, когда речь идет про авторское право. Также, немного поговорим о том, какую участь в этом всём берут известные социальные сети.
Начнём с определения самого понятия «лицензия». Простыми словами это разрешение (право) на выполнение определённых действий в конкретной сфере деятельности. Это право (разрешение) подтверждается специальным документом.
Стороны лицензии. Лицензиар – сторона, которая предоставляет право (разрешение) на использование объекта. Лицензиат – сторона, которая получает это право (разрешение). Если говорить о сфере интеллектуальной собственности, то стандартно, выделяют три вида лицензий: Исключительная, Единичная, Неисключительная. Разница состоит не только в названии, но и в объеме прав, которые получает Лицензиат.
Если Вы хотите, чтобы Лицензиат имел абсолютную автономность в отношении объекта интеллектуальной собственности (лишь эта сторона сможет использовать объект в четко определенной сфере деятельности), то необходимо выбрать Исключительную лицензию. При этом сторона, которая выдает лицензию, не может использовать объект и разрешать такое использование другим лицам.
Если Вы хотите оставить за собой возможность использования объекта, тогда Вам нужна Единичная лицензия. Но, при этом, выдавать лицензии другим лицам Вы не сможете. Если Вы хотите полной свободы действий, то есть выдавать лицензии другим лицам и самому использовать объект, тогда Вам нужна неисключительная лицензия.
Также, есть такое понятие как «сублицензия». По согласию Лицензиара, предоставленного в письменной форме, Лицензиат может разрешать использование объекта уже третьему лицу.
А что же социальные сети?
Теперь стоит раскрыть тему участи в этом социальных сетей. Анализ будет проводиться на примере сервиса Instagram. И сразу вопрос. Знали ли Вы, что регистрируясь в этой социальной сети, Вы автоматически предоставляете Instagram неисключительную лицензию на ВАШИ имущественные авторское права на весь свой цифровой контент? Вы сами согласились с этим!
Таким образом, компания Instagram владеет обширными имущественными авторскими правами на контент Instagram и сохраняет такие права за собой. Конечно, права на контент у Вас никто не отнимет. Но, стоит помнить, что распоряжаться им сможете УЖЕ не только Вы. Например, Instagram получает от Вас право использовать все Ваши фото в рекламных целях. Или, по собственному решению удалять фотографии из учетной записи.
Вот так, дорогие друзья: маленькая галочка - и права уплыли! А за подготовкой лицензионных договоров и регистрацией авторского права, приходите к нам!
© Гетьман Юлия, 2018